БЛ Аннет

1. Что такое от общего к частному, что такое от частного к общему? Приведите примеры.
От общего к частному – это от теории, идеи к ее практической реализации, эксперименту. От частного к общему – это от эксперимента, наблюдения к выводам, выявлению закономерностей, построению теории.
На принципе «от общего к частному» чаще всего строится обучение в школе/вузе. Дается теоретический материал, некие законы и правила, а ученик/студент применяет их при решении конкретных задач.
Принцип «от частного к общему» я использовала, когда писала дипломную работу, и вообще его используют, когда проводят какие-то социологические опросы, статистические исследования и т.д. Есть какое-то массовое явление, например, в Донецке в последнее время очень многие родители называют своих сыновей Богданами и Владиславами. Ученые, занимающиеся исследованием функционирования собственных имен, опрашивают какое-то количество родителей, выбравших для детей такие имена, и на основе полученных ответов делают вывод, что подавляющее большинство родителей называют своих детей этими именами по тем же причинам.

2. Что такое логично? Ваше понимание.
Логично – это последовательно, в связи с некими внутренними законами развития событий. Но, на мой взгляд, это понятие имеет два значения:
1. Производное от слова «логика». Логика – это наука, изучающая мыслительные процессы, особенности обработки информации, особенности анализа («логический анализ»). Т.е., логика – это то, что имеет отношение к мышлению.
2. Логичность как некая закономерность, последовательность. Это понятие не всегда связано с мыслительной деятельностью человека. И если понятие «логика» обозначает более абстрактные явления, то «логичность» во втором значении — это нечто более конкретное, приземленное. Например, все явления физического мира (смена времен года, земное притяжение, законы физики, химии, математики и т.д.) вполне логичны и закономерны, однако к понятию логика как обработка информации мозгом отношения не имеют.

Согласуется ли Ваше понимание логичного с общепринятым?
Трудно сказать… Я сделала такие выводы, наблюдая за тем, как на практике люди используют слова «логичность» и «логика». Но вот называть свои выводы бесспорно правильными я не рискну.

Легко ли быть логичным?
Наверное, да. Если логичность – это закономерность, то любое, самое нелогичное действие на самом деле логично, только с более общей, глобальной точки зрения. Например, то, что Гексли ведут себя нелогично, на самом деле очень логично, т.е. соответствует некоей внутренней логике их поведения.

3. Раскройте понятия «правило» и «закономерность». Тождественны ли они? Если нет, то поясните различия.
Эти понятия не тождественно. Закономерность – это то, что существует само по себе, без нашего вмешательства, как бы по законам природы. Это, то что будет проявляться всегда, хотим мы того или нет. Правило – это то, что придумывает человек. Правила составляются с учетом закономерностей, но не определяются ими на 100%. Человек придумывает правила для упорядочивания жизни. Можно сказать, что «правило» — это нечто статичное, призванное зафиксировать некую закономерность и помешать стихийному развитию. А закономерность – это нечто динамичное, что развивается вне зависимости от правил (хотя правила все-таки в определенной степени сдерживают такое развитие). Можно привести пример из грамматики:

1. По правилу слово «кофе» было мужского рода.
2. А вот использование людьми этого слова в среднем роде было закономерным.

4. Что такое иерархия? Приведи примеры иерархии.
Иерархия – это расположение элементов с учетом их значимости, выполняемых функций, старшинства и т.д.
Самый простой пример: должностная иерархия. Например, в школе:
1 Директор.
2. Заместители директора.
3. Завучи.
4. Учителя старших классов.
5. Учителя младших классов.
6. Обслуживающий персонал (уборщицы, охранники, кладовщики и т.д.).
7. Ученики.

Нужно ли подчиняться иерархии, почему?
Без иерархий существование в социуме просто невозможно. Взаимодействие людей (да и вообще живых существ) строится именно на иерархии, распределении ролей.

Приведи пример иерархии систем, что это такое?
Любые элементы объединяются в системы по каким-то признакам, законам существования и т.д. А эти системы, в свою очередь, образуют некую иерархию.
Например, грамматика как наука – это иерархия систем.
1. Нижний уровень – фонетика, фонология (изучает элементарные единицы, без которых невозможна речь).
2. Морфемика – наука о частях слова, морфемах (корень, суффикс, приставка, окончание и т.д.). Каждая морфема состоит из нескольких (реже – одного) звуков. На этом уровне уже появляется некое представление о смысле, так как корень – основной носитель значения, а остальные морфемы придают слову различные оттенки значения.
3. Лексика – изучает слова, их значения и взаимодействие.
4. Морфология – наука о частях речи. По определенным признакам слова объединяются в группы: обозначающие предмет (имя существительное), действие (глагол), признак (имя прилагательное) и т.д. Деление на группы происходит по тем признакам, которые определяются «нижними» признаками:
А) значение (лексика);
Б) грамматические, формальные признаки (морфемика).
5. Синтаксис – наука о текстах, фразовых единствах. Это верхний уровень. Фраза – основной носитель смысла. Этот уровень включает в себя все «нижележащие».

5.Что такое аналогия? Приведите примеры аналогий.
Часто ли Вы пользуетесь аналогиями? Нужны ли они Вам? В каких ситуациях? Приведите примеры.
Аналогия – это определенное сходство по каким-то признакам. Например, сердце – это насос. Функция насоса – качать жидкость/газ, функция сердца аналогичная (заставлять кровь двигаться по сосудам).
Я аналогиями пользуюсь часто; работаю с иностранными студентами, а им постоянно приходится объяснять новые слова, понятия. Легче всего это сделать с помощью аналогии. Кроме того, названия многих вещей и явлений даны по аналогии (например, «гребень мышцы»), синонимы, а также слова на –видный и –образный (древовидный, червеобразный) – это тоже аналогия и т.д.
Аналогией пользуюсь при анализе каких-то поступков людей или явлений действительности. Например, если сталкиваюсь с какой-то новой ситуацией или же с непонятным мне явлением, то провожу аналогию с тем, что уже было или что видела у других в такой ситуации. Обычно люди выносят суждения о поступках, чувствах, мотивах и т.д. других людей по аналогии с собой, своим опытом. В данном отношении считаю проведение аналогий не совсем правомерным, но трудно избавиться от этой привычки.

6.Расскажите, насколько Вы последовательный человек.
В этом ключе интересует следующее:
а). Что такое последовательность вообще? В широком и узком смысле этого слова. Если можно, порассуждайте на эту тему.
Последовательность – это ряд идущих (следующих) друг за другом элементов. Но этот ряд не произволен, последующий элемент связан с предыдущим не только «механически» (как одно звено цепи соединяется с другим), но и может проистекать из предыдущего, обусловливаться им. Например, если говорить о последовательности событий, явлений: новое событие всегда обусловлено тем, что происходило ранее (например, последовательность смены квадр в соционике). Последовательность обычно закономерна, но допускает различные варианты. Так, произошедшее событие может повлечь за собой несколько вариантов последствия. Например, если в стране начался экономический кризис, то возможны разные варианты его преодоления, возможно усугубление и т.д. В любом из этих случаев события будут последовательными, поскольку определяются некими естественными закономерностями, алгоритмом. Такое у меня широкое понимание слова «последовательность».
«Узкое» понимание: некий упрощенный алгоритм действий. Например, в инструкциях по эксплуатации какого-то бытового прибора, установлении компьютерной программы и т.д.

б). Как Вы оцениваете свою последовательность?
Насколько она выше или ниже «средней» степени последовательности, которую Вы наблюдаете в своем окружении?
Если сравнивать с большинством других людей, то последовательна. Однако, на мой личный взгляд, последовательности мне не хватает. Я могу начать какое-то дело, и бросить, если оно мне надоест, я могу что-то не довести до конца/изменить стратегию, если мне надоело. Кроме того, при всей логичность и разумности рассуждений я не всегда так же разумно и логично поступаю. А еще у меня могут взыграть эмоции.

в). Оцените степень достоверности своей оценки пункта б).
А как оценить? Свое мнение, а также мнение других я высказала. Вообще последовательность/непоследовательность трудно оценить, ведь это абстрактная категория, не поддающаяся измерению.

г). В каких случаях можно выходить за пределы того, что принято считать последовательностью?
Если я устала действовать последовательно (такое случается, когда последовательность требует прикладывания усилий; тут я, в первую очередь, имею в виду воспитательную работу со студентами, те случаи, когда нужно быть последовательно жесткой).
Если я испытываю какой-то психологический дискомфорт. Например, в коллективе, с которым у меня не сложились отношения, я буду вести себя непоследовательно: то демонстрировать «примерное поведение», то закатывать истерику, то делать назло, то… и т.д.
Ну и, конечно же, поступлю непоследовательно, если того потребует ситуация.

7.Необходимо выбрать одно из нижеприведенных заданий на своё усмотрение и дать развёрнутый ответ-пояснение.
Поясните свой выбор.
Выбрала самый теоретический вопрос, поскольку он дает возможность более свободно излагать свое виденье, приводить наиболее удобные примеры. Кроме того, объяснение слов и понятий – это довольно близкое мне дело (профессиональный навык).

Что такое классификация?
Это разделение объектов на определенные группы по каким-то признакам.

Каким образом она осуществляется?
У группы сходных объектов выявляются различия по каким-то определенным признакам. Например, есть группа животных, называемых млекопитающими. По способу питания они делятся на хищников и травоядных, по способу жизни: на ночных и дневных, по размеру: на крупных и мелких и т.д. Кроме того, они делятся на семейства (кошачьих, собачьих и т.д.), а в пределах семейства выделяются отдельные виды (кошачьи: домашняя кошка, дикий кот, тигр, лев, пантера, ягуар и т.д.).

Зачем она нужна и где применяется? Приведите пример.
Применяется во всех сферах жизни, необходима для выявления сходных и различных свойств объектов, соотношений и взаимосвязей между ними, а также классификации упрощают работу с информацией.

8. Часто ли у Вас возникает необходимость структурировать информацию? С какой целью? Как Вы это делаете? Как это принято делать?
Приходится, ведь мы составляем учебные пособия для студентов. Информацию нужно структурировать по тематике, степени сложности, характеру учебных задач и т.д. У нас есть старые учебники, мы изучаем их структуру и составляем свои с учетом тех недостатков, которые были допущены при составлении старых. По-другому распределяем информацию, смещаем акценты.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.