Типы интеллекта
Из многих определений ума коэффициент интеллектуальности (коэффициент умственного развития) – IQ – больше всего известен и, как считается, именно эта часть ума зависит от генетических факторов. В соответствии с разными тестами показатель IQ определяются от 70 до 120 показателями типов умственных способностей. Однако, жизненный опыт свидетельствует, что академическое образование, аналитические и логические способности, т.е. все то, что мы относим к IQ – не имеют отношения к успешности в жизни.
Примеров того, когда человек, окончивший на "отлично" школу, ВУЗ, оказывается неудачником в жизни – бесконечное множество. В то же время, благодаря таким способностям как сообразительность, интуитивная прозорливость, стрессоустойчивость, способность устанавливать долгосрочные отношения с партнерами, принимать решения, помогают человеку стать успешным бизнесменом, влиятельным руководителем, лидером. Эти качества характера психологи называют эмоциональным интеллектом – EQ.
Кто руководит естественным отбором способностей мозга?
Единого определения "ума" нет. Часть психологов до сих пор рассматривают интеллект как более или менее наследственный фактор. Однако целый ряд современных исследователей мозга считают, что единственным ограничением развития ума является вера в возможности наших способностей.
Человеческий мозг является сложной и крошечной конструкцией – самой совершенной в мире машиной контакта, осуществления связей. Современной нейронаукой подсчитано, что мозг каждого человека обладает приблизительно 100 миллиардами нейронов (основная нервная клетка), из которых используется только 20%. Было подсчитано, что если бы компьютер последнего поколения обладал точно таким же количеством связей что и мозг, он должен был бы занимать площадь Франции, Бельгии и Швейцарии вместе взятых и был бы высотой с 10-этажный дом! Число же нейронов человеческого мозга сопоставимо с количеством звезд Млечного пути. И хотя нейроны, для того, чтобы не потерять информацию, не восстанавливаются, а многие просто погибают, одновременно и непрерывно вырастают новые в виде своеобразных веточек. Происходит это в процессе установления новых контактов: ассоциаций, идей, воспоминаний, что позволяет устанавливать бесконечное число новых связей. Именно этот механизм лежит в основе научения. Таким образом, дерево мозга посаженное при рождении, растет на протяжении всей жизни. И вопреки стойким обывательским предрассудкам, замедляется этот рост не с возрастом, а с праздностью и безделием. Ведь человеческий мозг не исключение для главного биологического закона – "естественного отбора", – все не нужное, что не используется – отмирает. (Понятно, что установленные ранее связи нещадно уничтожаются алкоголем, наркотиками). Поэтому, современная нейрокибернетика не оспаривает, что мы рождаемся с определенными умственными задатками, способностями – каждый обладает безграничной оригинальностью, – но говорит, что это ни в коей мере не ограничивает нашей свободы
Как пишет известный французский психолог Серж Гингер, каждый день человек заново совмещает свое генетическое наследство с реальной жизнью с учетом интеграции своего опыта. При осознании своих целей в таком процессе, человек фактически создает свое будущее. Осознание целей и желаний, видение реальной действительности и адекватное реагирование на нее, синтез и системное мышление – все это грани интеллекта, умственных способностей, не связанные с логикой и анализом, линейным мышлением, за которое отвечает левое полушарие мозга. Эти функции мозга относятся кэмоциональному интеллекту – EQ, и обеспечивает их правое полушарие. По мнению Ройвена Фойерштайна, израильского психолога, в любом возрасте и на любом уровне развития мы можем значительно улучшить функционирование мозга, иными словами, поумнеть. Отсюда становится ясно, что естественным отбором интеллектуальных способностей, в конечном счете, руководит сам человек.
Грани интеллекта
Что такое интеллект? На этот вопрос нет единого ответа. Вот несколько высказываний известных психологов и социологов:
"Интеллект – это способность решать проблемы незапрограмированным (творческим) образом", – пишет Стивен Дж. Гулд.
"Это способность действовать целесообразно, думать рационально и действовать эффективно в отношении окружающих", – считает Д. Векслер.
"Интеллект – это общие врожденные познавательные способности", – утверждает Сирил Берт.
В Российской системе образования интеллект больше всего связан с понятием IQ, который определяет умственное развитие и считается сформированным к 18 годам жизни. Однако на Западе неизменность IQ – предмет споров и дискуссий. Многие современные исследователи полагают, что высокий IQ определяет успех в жизни только на 20%. Не гарантирует успеха IQ особенно в лидерстве. Зачастую уверенность в своих глубоких научных познаниях заводит людей в "интеллектуальную ловушку", когда акцент внимания смещается в сторону критики вместо конструктивного диалога и поиска нестандартных решений. Путь к креативному мышлению и взаимопониманию лежит через правое полушарие.
Открытие того, что интеллект это не только знания, полученные в результате образования, принадлежит гарвардскому психологу Ховарду Гарднеру, который с командой исследователей дал понятие многостороннего интеллекта и описал его. Он представил интеллект в семи вариантах:
лингвистический – способности, связанные с чтением и письмом, иностранными языками.
логико-математический, умение разгадывать головоломки, цифровые задачи обеспечивающий высокий показатель IQ
визуально-пространственный – образное мышление, которое определяет способности в живописи, скульптуре, архитектуре, компьютерном дизайне, ориентировании в пространстве
телесно-двигательный – определяет навыки в вождении автомобиля, плавание и т.п.
музыкально-ритмический – лежит в основе музыкального слуха
внутриличностный – способность к самопознанию, понимание того, что на самом деле мы хотим, самооценка, самоопределение
межличностный– способность к общению и сотрудничеству с другими людьми, слышание и чувствование людей.
Последние два вида интеллекта и составляют эмоциональный интеллект – EQ, который не менее важен в бизнесе, чем логико-математический.
EQ – это область интеллекта, которую называют "здравым смыслом" человека, эмоциональный эквивалент познавательного IQ. Это именно то, что является главным условием лидерства, успеха в карьере и бизнесе, счастья и уверенности в мире человеческих взаимоотношений.
Гарвардские ученые утверждают, что у каждого человека есть все названые стороны ума, при этом, для одних людей одни типы интеллекта имеют большее значение, для других – другие. Чем выше оценка каждого из названных видов интеллекта у человека, тем более универсален его общий интеллект.
В отличие от IQ, который практически не меняется, как утверждает Гарднер, ни одна из названных способностей не является постоянной величиной от подросткового возраста и на всю жизнь. Любой человек способен учиться и развивать уровень своего интеллекта с помощью тренингов или постоянной практики.
Опубликованная в 1995 году книга "Эмоциональный потенциал" социолога Дениэла Голмана, (одного из авторов "New York Times"), стала бестселлером и привлекла внимание всего западного общества, и в частности тех, кто участвует в бизнес процессах. Несмотря на то, что ПК и оборудование берут на себя выполнение производственных функций, реальные проблемы бизнеса, связанные с маркетингом, менеджментом, созданием имиджа и брендов затрагивают людей несоизмеримо больше, чем техническая сторона производства. Как показали исследования, наиболее успешными оказались те компании, в которых в коллективе был высокий уровень эмоционального интеллекта… Как это ни парадоксально звучит, но в постиндустриальном обществе эмоции являются движущей силой человека, как на работе, так и в личной жизни. Они являются основным критерием выбора брендированного товара покупателем, они являются незаменимым фактором в переговорах – капля эмоций в критическую минуту может оказаться эффективней, чем тонна цифр и фактов.
1 комментарий
Кристаллизовавшийся интеллект(Crystallized intelligence) отвечает за применение в настоящем ранее полученных знаний. Первичный фактор B — это кристаллизовавшийся интеллект, и для него Кэттелл оценил долю наследственности в 60%.
Подвижный интеллект (Fluid intelligence). Позволяет нам усваивать новый материал, независимо от того, приходилось ли нам уже иметь дело с подобными вещами. Для подвижного интеллекта, черты второго порядка, доля наследственности равна 65%.