Психика и Материя: Очерки по гомеопатии в свете психологии Юнга - Терапевтический эффект
Что с чем должно совпадать согласно закону подобия?
Перво-наперво мы должны понять, чем конституируется собственно подобие. Подобие основывается на тождестве фундаментального или сущностного паттерна при всей разнице в деталях на уровне предметной манифестации. Когда мы заключаем, что эти два треугольника подобны, мы подразумеваем, что они имеют один и тот же — тождественный — треугольный паттерн конфигурации и одни и те же угловые пропорции. Но, несмотря на то, что эти основные особенности формы здесь идентичны, размеры оказываются разными. Подобие, следовательно, должно пониматься как идентичность имплицитного, т.е. внутренне присущего, порядка при имеющихся различиях эксплицитной, т.е. внешней, манифестации.
Почему это совпадение дает терапевтический эффект?
Мы можем добиться более глубокого понимания этого кажущегося парадокса, если если взглянем на него в том свете, который аккумулирован практикой психотерапии. Ветераны вьетнамской войны весьма многому здесь нас научили. Представим себе неврозы военного времени, боевой психологический шок или самодовлеющий ужас кровавого побоища. Эти страдания не могут быть излечены простым забвением фактов, их вызвавших. По сути дела, большинство ветеранов как раз чаще всего и заболевают от того, что они стремятся и им кажущимся образом удается забыть эти обстоятельства, т.е., выражаясь точнее, удалить из содержания сознания некоторое содержание их жизненного опыта. Но однако же на «забытом» бессознательном уровне память продолжает свое существование в форме психосоматической патологии. И как раз напротив, как это ни может показаться парадоксальным, необходимо для этих ветеранов сделать так, чтобы они все вспомнили и даже более, чем просто вспомнили — самым интенсивным образом оживили в себе эмоционально, визуально и кинестетически весь объем своего травматического опыта.
Но для того, чтобы вызвать это оживление памяти, нет никакой необходимости опять помещать человека на поле боя или вновь наносить ему раны и травмы. Содержание оживает в памяти, фантазии, направляемом воображении или под воздействием гипноза, иначе говоря, процесс происходит в «десубстанционализированной,» символической или подобной форме, а не идентично исходной ситуации. Пациенты подвергаются воздействию «потенцированного» simillimum, имплицитно, архетипически или сущностно подобного истинным патогенетическим факторам.
Несколько более сложным, но по существу тем же самым образом, аналогичный процесс лежит в самой сердцевине всей глубинной аналитической психотерапии. Взять к примеру травматический опыт, «неврозы военного времени» нашего детства — их признаки с неизбежностью присутствуют у всякого человека этого поколения, поскольку, если они не были получены прямо и непосредственно, развились под влиянием случившегося с близкими, родителями, братьями и сестрами, учителями и друзьями. Многие такие больные были излечены посредством повторного переживания травматических обстоятельств, в памяти ли или в фантазии, или посредством так называемого феномена переноса, а именно, особой связи с личностью терапевта, который воспринимался так, как если бы он был отцом, матерью, сестрой или братом. Несмотря на то, что терапевт не является никем из этих людей, но если подобие драмы детства убедительно повторно разыгрывается — терапевт становится подобием кого-то из них. То есть, терапевт «назначает» пациенту себя в качестве некоего simillimum по отношению к патогенетическим факторам. В силу вызова и активации травматических элементов, например, если активировать опыт общения с тираническим и эмоционально подавляющим отцом посредством благоволящего и доброжелательно-поддерживающего отеческого поведения, терапевт может пробудить отеческую сущность или безусловный архетипический потенциал Отца. И это пробуждение будет способствовать нормализации внутренних отношений с отцом, а если быть точнее, то способов реагирования пациента на авторитарные фигуры, а также на его способность действовать в отеческой или иной авторитарной форме.
Терапевтическая эффективность символического опыта, иными словами, воздействия подобного поля, основывается на факте установления связи с творческой силой имплицитного измерения морфического информационного поля, в силу чего и достигается многозначный и осмысленный порядок.
Основоположник логотерапии Виктор Франкл привлек наше внимание к тому факту, что многозначный и осмысленный порядок поддерживает в нас здоровье и саму жизнь. Будучи узником концентрационного лагеря Франкл убедился в том, что те люди, которым удавалось выжить в тех условиях, совсем не обязательно были из тех, кто был физически крепче. Гораздо больше значение имела способность к постижению смысла или аспектов высшего порядка в том, что через что они принуждены были пройти. Связь со смыслом, архетипическим паттерном, с имплицитным творческим порядком или духовностью открывает информационные каналы, которые поддерживают и восстанавливают здоровье. Это приобщение к информационным каналам может быть осуществлена психологически или духовно (символические переживания или вера), или посредством активированного подобного «сущностного» поля определенного вещества, а также прямой стимуляцией такой области определенного поля, каким является акупунктурный меридиан.
Из всего того, что мы обсуждаем следуют весьма впечатляющие выводы. Стоит только представить себе тот факт, что для всякого человеческого состояния существует соответствующий зеркальный паттерн во «внешнем» веществе. Все, что касается болезней и потенциала роста человека, этого микрокосма, может быть найдено в макрокосмической информации тела нашей матери, Земли. Мы являемся некоторыми аспектами, микрокосмическими репликациями широчайшего космического процесса создания форм.
Пожалуй, не будет выглядеть натянутым и малоубедительным утверждать, что все наши пороки и болезни могут быть формами связи с планетой Земля, в частности потому, что мы прибегаем к помощи воздействия полей внешних по отношению к нам медицинских субстанций. Вполне возможно, что каким-то пока еще для нас непонятным образом, определенная форма развития сознания имеет значение не только для нас самих, но и для целостного планетарного процесса. Я оставлю вам размышлять над тем, что бы это могло значить, принимая во внимание то, что наши химические и фармацевтические в том числе технологии постоянно загрязняют и отравляют и Землю и нас самих вместе с ней.
В заключение я все же напомню вам о том, что мы вообще подвергаемся несчастью или болезни не только вследствие, но и для того чтобы. А именно для того, чтобы быть подвигнутым к новым уровням понимания и развития. Когда нас осаждают трудности или болезни, это может быть подходящая ситуация для того, чтобы задаться не только вопросом: «Чем, какими своими действиями я навлек на себя все это?» или «В чем здесь моя вина?», но также и «Чему все это стремится научить меня?» Наша потребность в учении, развитии и росте пока мы живем на Земле не является предметом вины и осуждения — ее суть лежит в области получения определенного опыта через посредство нахождения соответствующего simillimum вне нас и смысла внутри нас.
Литература:
1. R. Sheldrake, A New Science of Life, J.P. Tarcher Inc., Los Angeles, 1981.
2. E. SchrOdinger, Science and Humanism, Cambridge Univ. Press, 1951, pp. 20-21.
3. Quoted in M. Capek, The Philosophical Impact of Modern Physics, Princeton, Van Nostrand, 1969, p. 319.
4. D.Bohm, Wholeness and the Implicate Order, Ark Paperback, Routledge Kegan Paul, London, 1980, p.l4.
5. R. Oppenheimer, Analogy in Science, The American Psychologist, Vol. 11, No. 3, March 1956, p. 131.
6. Ibid.,p.l32.
7. J. Gleick, Chaos, Viking, New York, 1987, p. 255. 8. C.G.Jung, Collected Works, Vol. 8, Princeton University Press, 1960, p. 417.
9. Для иллюстрации Дэвид Бом предлагает сравнение с простым экспериментом: представим себе два стеклянных цилиндра, меньший из которых помещен в больший, а пространство между ними заполнено вязким глицерином. В глицерин добавляют каплю фиолетовой краски, которая образует пятно. Когда один из цилиндров начинают медленно вращать, пятно растягивается в тонкую струю. По мере продолжения вращения она делается все тоньше и тоньше, пока не станет полностью невидимой. А когда направление вращения меняется на противоположное, то струя, а затем и пятно, возникают вновь, как сотворенные «ex nihilo» из ничего, или, лучше сказать, из предшествовавшего им невидимого информационного паттерна.
10. R. Sheldrake, The Presence of the Past, Times Books, New York, 1988, p. xviii-xix.
11. Transl. Greg Whincup, Doubleday, New York, 1986. В хорошо известном переводе Рихарда Вильхельма эта строка читается так: «Оси вынуты из повозки».
12. Wm. E. Boyd, The Relationship of Certain Electrophysical Phenomena to Homeopathy with Special Reference to Emanometer Research, London, 1923.
The Boyd Emanometer Research and the Related Physical Phenomena.
Ibid 1925. The Emanometer Research and Homeopathy.
Ibid. 1928. The Emanometer and Disease.
Ibid.1933 The British Homeopathic Journal.
Ibid. London.
13. Alfred Portmann, Biologie und Geist, Rhein Verlag, Zurich, 1956, p. 23ff.
14. Portmann, Op. cit. p. 189.
15. Herbert Fritsche, Erlцsung durch die Schlange, Klett, Stuttgart, p. 118.
Перво-наперво мы должны понять, чем конституируется собственно подобие. Подобие основывается на тождестве фундаментального или сущностного паттерна при всей разнице в деталях на уровне предметной манифестации. Когда мы заключаем, что эти два треугольника подобны, мы подразумеваем, что они имеют один и тот же — тождественный — треугольный паттерн конфигурации и одни и те же угловые пропорции. Но, несмотря на то, что эти основные особенности формы здесь идентичны, размеры оказываются разными. Подобие, следовательно, должно пониматься как идентичность имплицитного, т.е. внутренне присущего, порядка при имеющихся различиях эксплицитной, т.е. внешней, манифестации.
Почему это совпадение дает терапевтический эффект?
Мы можем добиться более глубокого понимания этого кажущегося парадокса, если если взглянем на него в том свете, который аккумулирован практикой психотерапии. Ветераны вьетнамской войны весьма многому здесь нас научили. Представим себе неврозы военного времени, боевой психологический шок или самодовлеющий ужас кровавого побоища. Эти страдания не могут быть излечены простым забвением фактов, их вызвавших. По сути дела, большинство ветеранов как раз чаще всего и заболевают от того, что они стремятся и им кажущимся образом удается забыть эти обстоятельства, т.е., выражаясь точнее, удалить из содержания сознания некоторое содержание их жизненного опыта. Но однако же на «забытом» бессознательном уровне память продолжает свое существование в форме психосоматической патологии. И как раз напротив, как это ни может показаться парадоксальным, необходимо для этих ветеранов сделать так, чтобы они все вспомнили и даже более, чем просто вспомнили — самым интенсивным образом оживили в себе эмоционально, визуально и кинестетически весь объем своего травматического опыта.
Но для того, чтобы вызвать это оживление памяти, нет никакой необходимости опять помещать человека на поле боя или вновь наносить ему раны и травмы. Содержание оживает в памяти, фантазии, направляемом воображении или под воздействием гипноза, иначе говоря, процесс происходит в «десубстанционализированной,» символической или подобной форме, а не идентично исходной ситуации. Пациенты подвергаются воздействию «потенцированного» simillimum, имплицитно, архетипически или сущностно подобного истинным патогенетическим факторам.
Несколько более сложным, но по существу тем же самым образом, аналогичный процесс лежит в самой сердцевине всей глубинной аналитической психотерапии. Взять к примеру травматический опыт, «неврозы военного времени» нашего детства — их признаки с неизбежностью присутствуют у всякого человека этого поколения, поскольку, если они не были получены прямо и непосредственно, развились под влиянием случившегося с близкими, родителями, братьями и сестрами, учителями и друзьями. Многие такие больные были излечены посредством повторного переживания травматических обстоятельств, в памяти ли или в фантазии, или посредством так называемого феномена переноса, а именно, особой связи с личностью терапевта, который воспринимался так, как если бы он был отцом, матерью, сестрой или братом. Несмотря на то, что терапевт не является никем из этих людей, но если подобие драмы детства убедительно повторно разыгрывается — терапевт становится подобием кого-то из них. То есть, терапевт «назначает» пациенту себя в качестве некоего simillimum по отношению к патогенетическим факторам. В силу вызова и активации травматических элементов, например, если активировать опыт общения с тираническим и эмоционально подавляющим отцом посредством благоволящего и доброжелательно-поддерживающего отеческого поведения, терапевт может пробудить отеческую сущность или безусловный архетипический потенциал Отца. И это пробуждение будет способствовать нормализации внутренних отношений с отцом, а если быть точнее, то способов реагирования пациента на авторитарные фигуры, а также на его способность действовать в отеческой или иной авторитарной форме.
Терапевтическая эффективность символического опыта, иными словами, воздействия подобного поля, основывается на факте установления связи с творческой силой имплицитного измерения морфического информационного поля, в силу чего и достигается многозначный и осмысленный порядок.
Основоположник логотерапии Виктор Франкл привлек наше внимание к тому факту, что многозначный и осмысленный порядок поддерживает в нас здоровье и саму жизнь. Будучи узником концентрационного лагеря Франкл убедился в том, что те люди, которым удавалось выжить в тех условиях, совсем не обязательно были из тех, кто был физически крепче. Гораздо больше значение имела способность к постижению смысла или аспектов высшего порядка в том, что через что они принуждены были пройти. Связь со смыслом, архетипическим паттерном, с имплицитным творческим порядком или духовностью открывает информационные каналы, которые поддерживают и восстанавливают здоровье. Это приобщение к информационным каналам может быть осуществлена психологически или духовно (символические переживания или вера), или посредством активированного подобного «сущностного» поля определенного вещества, а также прямой стимуляцией такой области определенного поля, каким является акупунктурный меридиан.
Из всего того, что мы обсуждаем следуют весьма впечатляющие выводы. Стоит только представить себе тот факт, что для всякого человеческого состояния существует соответствующий зеркальный паттерн во «внешнем» веществе. Все, что касается болезней и потенциала роста человека, этого микрокосма, может быть найдено в макрокосмической информации тела нашей матери, Земли. Мы являемся некоторыми аспектами, микрокосмическими репликациями широчайшего космического процесса создания форм.
Пожалуй, не будет выглядеть натянутым и малоубедительным утверждать, что все наши пороки и болезни могут быть формами связи с планетой Земля, в частности потому, что мы прибегаем к помощи воздействия полей внешних по отношению к нам медицинских субстанций. Вполне возможно, что каким-то пока еще для нас непонятным образом, определенная форма развития сознания имеет значение не только для нас самих, но и для целостного планетарного процесса. Я оставлю вам размышлять над тем, что бы это могло значить, принимая во внимание то, что наши химические и фармацевтические в том числе технологии постоянно загрязняют и отравляют и Землю и нас самих вместе с ней.
В заключение я все же напомню вам о том, что мы вообще подвергаемся несчастью или болезни не только вследствие, но и для того чтобы. А именно для того, чтобы быть подвигнутым к новым уровням понимания и развития. Когда нас осаждают трудности или болезни, это может быть подходящая ситуация для того, чтобы задаться не только вопросом: «Чем, какими своими действиями я навлек на себя все это?» или «В чем здесь моя вина?», но также и «Чему все это стремится научить меня?» Наша потребность в учении, развитии и росте пока мы живем на Земле не является предметом вины и осуждения — ее суть лежит в области получения определенного опыта через посредство нахождения соответствующего simillimum вне нас и смысла внутри нас.
Литература:
1. R. Sheldrake, A New Science of Life, J.P. Tarcher Inc., Los Angeles, 1981.
2. E. SchrOdinger, Science and Humanism, Cambridge Univ. Press, 1951, pp. 20-21.
3. Quoted in M. Capek, The Philosophical Impact of Modern Physics, Princeton, Van Nostrand, 1969, p. 319.
4. D.Bohm, Wholeness and the Implicate Order, Ark Paperback, Routledge Kegan Paul, London, 1980, p.l4.
5. R. Oppenheimer, Analogy in Science, The American Psychologist, Vol. 11, No. 3, March 1956, p. 131.
6. Ibid.,p.l32.
7. J. Gleick, Chaos, Viking, New York, 1987, p. 255. 8. C.G.Jung, Collected Works, Vol. 8, Princeton University Press, 1960, p. 417.
9. Для иллюстрации Дэвид Бом предлагает сравнение с простым экспериментом: представим себе два стеклянных цилиндра, меньший из которых помещен в больший, а пространство между ними заполнено вязким глицерином. В глицерин добавляют каплю фиолетовой краски, которая образует пятно. Когда один из цилиндров начинают медленно вращать, пятно растягивается в тонкую струю. По мере продолжения вращения она делается все тоньше и тоньше, пока не станет полностью невидимой. А когда направление вращения меняется на противоположное, то струя, а затем и пятно, возникают вновь, как сотворенные «ex nihilo» из ничего, или, лучше сказать, из предшествовавшего им невидимого информационного паттерна.
10. R. Sheldrake, The Presence of the Past, Times Books, New York, 1988, p. xviii-xix.
11. Transl. Greg Whincup, Doubleday, New York, 1986. В хорошо известном переводе Рихарда Вильхельма эта строка читается так: «Оси вынуты из повозки».
12. Wm. E. Boyd, The Relationship of Certain Electrophysical Phenomena to Homeopathy with Special Reference to Emanometer Research, London, 1923.
The Boyd Emanometer Research and the Related Physical Phenomena.
Ibid 1925. The Emanometer Research and Homeopathy.
Ibid. 1928. The Emanometer and Disease.
Ibid.1933 The British Homeopathic Journal.
Ibid. London.
13. Alfred Portmann, Biologie und Geist, Rhein Verlag, Zurich, 1956, p. 23ff.
14. Portmann, Op. cit. p. 189.
15. Herbert Fritsche, Erlцsung durch die Schlange, Klett, Stuttgart, p. 118.
0 комментариев