Картинки – более эффективный метод общения с детьми, больными аутизмом, чем язык знаков
Дети с аутизмом, которые не говорят, могут извлечь выгоду от использования картинок, позволяющих выражать даже самые их незначительные попытки к общению, предполагает новое исследование.
Эти методы поддержки общения могут оказаться более приемлемыми для детей, чем язык знаков, которому их обычно обучают.
Около четверти детей с аутизмом в раннем возрасте говорят очень мало или не говорят вовсе. Данная проблема часто переносится во взрослый период жизни, сообщают сотрудники организации исследований аутизма «Аутистика». Многие из этих детей, как показывает исследование, часто испытывают трудности с двигательной моторикой.
Эксперты перепробовали много методик поддержки языкового изучения, обладающих разной степенью эффективности. Результаты настоящего исследования говорят о том, что раннее вмешательство в развитие природных языковых способностей и копирование моторных навыков других людей могут оказаться наиболее действенными.
Ученые из Университета Бирмингема (Англия) проанализировали более 200 опубликованных научных работ и более 60 интервенционных исследований, чтобы оценить разные стратегии, способствующие развитию невербальных способов общения детей с аутизмом.
Обнаружилось, что основанный на показе картинок метод общения является эффективным в сфере взаимодействия детей с аутизмом. Более того, конечным результатом его использования может оказаться развитие способности к вербальной коммуникации. В данном типе терапевтического вмешательства при лечении аутизма дети могут обмениваться изображениями, чтобы попросить о чем-то или прокомментировать какое-либо явление.
Метод картинок лучше способствует развитию речи у детей, владеющих, по крайней мере, минимальными словесными навыками. Тем не менее, дети не способные говорить также могут использовать данную систему для общения, говорит исследователь Джо МакКлири, психолог из Университета Бирмингема.
Еще одно эффективное терапевтическое вмешательство, известное под названием осевого реактивного лечения, дает детям возможность делать запросы по определенным предметам, постоянно поддерживая их попытки. К примеру, ребенок, попросивший мяч, сказал «м», и данная попытка будет вознаграждена. Как и в случае метода картинок, эта система является более эффективной, когда дети уже владеют какими-либо навыками речи, говорит МакКлири.
На противовес этому, исследователи нашли мало доказательств того, что навыки детей к общению улучшаются с использованием языка знаков, которому часто обучают больных аутизмом. Причиной этому могут оказаться трудности при копировании моторики.
На протяжении долгого времени ученые спорили над тем, какую роль координация движений играет в обучении языка и речи. В первые месяцы жизни у детей наблюдается активное двигательное взаимодействие с родителями, позже начинается фаза активного использования рук, а к 11 месяцам дети уже начинают выговаривать свои первые слова. Повторяющееся движение рук и лепетание имеют склонность к координированию, говорит МакКлири.
По данным Центра Контроля и Профилактики Заболеваний США один ребенок из 88 рождается с расстройством спектра аутизма. Данные заболевания связаны с недостатком социального взаимодействия и увеличением части повторяемых (монотонных) видов поведения.
Отчет об исследовании можно найти в журнале «Границы Неврологии» (24 апреля 2013 года).
0 комментариев